Смена направлений

Российская бизнес-авиация меняет маршруты. Число международных рейсов снижается. Внутри России, напротив, стали летать чаще. Причина — не только западные санкции, но и рост бизнеса в регионах, а также масштабные мероприятия — Олимпиада, инвестфорумы и стартующий в октябре этап Formula-1 в Сочи, говорят участники рынка. По их оценкам, потенциальные доходы отрасли от снижения международного трафика упадут на 5-9%.

Куда летают в России

Прирост пассажиров и рейсов бизнес-авиации в аэропортах Краснодарского края (Сочи, Анапа, Краснодар, Геленджик), оператором которых является компания «Базэл Аэро», за 7 месяцев 2014 года фиксируется только на внутрироссийских направлениях — 57% и 20% соответственно, рассказали в «Базэл Аэро».

На международных направлениях — спад: минус 2% по пассажиропотоку и минус 9% по количеству выполненных оборотных рейсов по сравнению с январем-июлем 2013 года.

Всего эти аэропорты обслужили почти 17 тыс пассажиров бизнес-рейсов, что на 59% выше показателей аналогичного периода прошлого года. И, как говорят в компании, до конца 2014 года здесь ждут еще большего прироста трафика бизнес-сегмента за счет «Гидроавиасалона» в Геленджике, этапа «Формулы-1» и инвестфорума в Сочи.

В компаниях-операторах бизнес-терминалов Домодедово, Шереметьево и Внуково отказались раскрыть точную статистику международного и российского трафика.

Но гендиректор Domodedovo Business Aviation Center Андрей Степанюк подтвердил: «Частичное перераспределение рейсов бизнес-авиации в сторону регионов России — важная тенденция». Он объясняет это рядом факторов: отсутствием регулярного авиасообщения в ряде важных для бизнеса городов, наличием крупных промышленных и финансовых предприятий в Новосибирске, Екатеринбурге, Красноярске и Владивостоке, и проведением крупных спортивных мероприятий, в частности, Олимпиады в Сочи.

Умеренный рост бизнес-трафика наблюдается и в аграрных регионах страны: стабильным спросом пользуется Белгород, на долю которого приходится 5% рейсов бизнес-авиации из Домодедово ежемесячно. «На нефтехимический центр Татарстана — Нижнекамск — тоже приходится 5% от ежемесячного трафика Domodedovo Business Aviation Center», — добавляет Степанюк.

Читайте также:  FirstJet увеличивает флотилию Legacy 600

Куда летают за границу

География международных полетов бизнес-джетов остается традиционной, несмотря на введение санкционного режима со стороны Евросоюза и США. Направления не меняются годами, отмечают опрошенные ИТАР-ТАСС участники рынка.

Наиболее активно рейсы деловой авиации выполняются между Москвой и европейскими странами — Францией, Италией и Германией. Летом к популярным маршрутам относится Турция. «В июне и июле самым востребованным направлением по многолетней традиции стала Ницца, на которую пришлось 11% и 9% соответственно от общего числа обслуженных рейсов», — говорит Степанюк.

Но число бизнес-рейсов падает. Германское консалтинговое агентство WINGX Advance в июльском отчете активности деловой авиации отметило значительное снижение трафика между Европой и странами СНГ — минус 25% в годовом исчислении. Трафик непосредственно между Россией и Евросоюзом упал на 12% в сравнении с семью месяцами 2013 года.

«Я бы не стал категорично утверждать, что текущая политическая ситуация напрямую влияет на состояние российского рынка деловой авиации, однако отмечу, что небольшое снижение — на 5-7% — действительно наблюдается в последние месяцы», — признает гендиректор Domodedovo Business Aviation Center.

На чем летают

Еще одна причина роста внутрироссийских перевозок деловой авиации заключается в том, что они становятся более доступными для бизнеса с точки зрения развития воздушного парка.

Пик активности по заказам новой авиатехники в России пришелся на 2011-2012 годы, и сейчас заказчики начинают получать заказы, говорит Дмитрий Петроченко из специализированного издания Bizavnews.

В интересах российских владельцев или аффилированных с ними структур эксплуатируются около 500 бизнес-джетов. Степанюк из Домодедово говорит о разбросе «от 300 до 450 машин». Петроченко считает, что их примерно 510. По данным Дмитрия Толстенева, управляющего партнера Diamond Aero Group (компания-брокер на рынке деловой авиации), на январь 2014 года российским гражданам и компаниям принадлежало около 550 самолетов.

Для примера: в США зарегистрировано более 18,7 тыс бизнес-джетов, в Бразилии — около 1,5 тыс, в Канаде и Мексике — по 1,3 тыс, Венесуэле и Германии — около 680, Великобритании и Австралии — 588 и 571 самолет соответственно. Но российский парк деловой авиации значительно моложе американского и европейского: консалтинговое агентство JETNET/AvData посчитало, что 69% «российских» бизнес-джетов моложе 10 лет — это самый высокий показатель в Европе.

Читайте также:  Forte Village Private Jet запускает прямые рейсы в Сардинию

Разброс оценок парка бизнес-авиации — одна из особенностей российского рынка, поясняет Степанюк. Только около 120 бизнес-джетов зарегистрированы непосредственно в России, добавляет Толстенев.

«Если самолет регистрируется в России, надо заплатить за его ввоз — а это пошлина до 20% от стоимости и НДС, — поясняет управляющий партнер Diamond Aero Group. — При стоимости самолета 70 млн долларов желающих доплатить еще около 26 млн долларов в качестве налогов немного». Еще один минус: если самолет официально ввезен и зарегистрирован в России, его сложнее затем продать.

Регистрацию чаще делают в европейских странах — Германии, Австрии, Финляндии — и затем самолет летает под флагом какой-либо компании-эксплуатанта, добавляет Толстенев. Это дешевле и с точки зрения эксплуатации. «Бизнесмены нередко покупают самолет, летают на нем несколько раз в год, а все остальное время сдают в аренду, — продолжает он. — Заработать на этом не получается, но немного «отбить» затраты на содержание лайнера можно. Так сложился рынок чартерных перевозок: самолеты сдавались владельцами, когда они не были нужны».

Эксперты выделяют наиболее востребованные классы бизнес-джетов у российских бизнесменов: вместительные дальнемагистральные самолеты типа Bombardier Challenger, Bombardier Global, Gulfstream GV, Embraer Legacy.

«Выбор объясняется как наличием просторных салонов, так и технической возможностью преодолевать большие расстояния, в том числе трансатлантические маршруты, — поясняет Степанюк. — Каталожная стоимость самого доступного бизнес-джета большого типа Embraer Legacy 600 начинается от 27 млн долларов».

По словам Петроченко, растет доля самолетов с большими кабинами — Dassault Falcon 7X, Gulfstream G550 и G650.

«Есть и уникальные джеты — ACJ340 Алишера Усманова тому пример», — говорит он. Самолет изначально эксплуатировался компанией Global Jet Concept, в 2012 году перешел в парк Klaret Aviation, выполняет рейсы в интересах российского бизнесмена и носит имя Бурхан в честь отца Усманова. «Это самый большой бизнес-джет, эксплуатируемый в России», — поясняет Петроченко. Каталожная цена аналогичной машины — от 300 млн долларов.

Читайте также:  GainJet выводит на рынок Boeing 757VIP

По чем летают

Рядовой перелет на частном самолете — это, как правило, рейс на Hawker 800 с максимальной вместимостью на 8 мест или Challenger 605 на 12 мест. Дальность беспосадочного перелета — до 7 тыс километров. Стандартный прайс — 3,5 — 4 тыс евро за час полетного времени для самолетов до 14 мест и около 8 тыс евро для самолетов вместимостью от 14 мест.

По данным Diamond Aero Group, в год на российском рынке бизнес-авиации выполняется около 6-6,5 тыс рейсов. «Это только чартеры. Если к ним добавить частные рейсы в интересах владельцев самолетов, можно смело добавлять 30-40%, таким образом получается около 8,5 тыс рейсов в год», — подсчитал для ИТАР-ТАСС Толстенев.

При средней стоимости рейса в 50 тыс евро, годовая выручка авиакомпаний, работающих в российском сегменте бизнес-авиации, может составлять около 425 млн евро, а чистая прибыль — с учетом невысокой маржинальности авиабизнеса — около 17 млн евро, оценил эксперт.

По оценке Петроченко из Bizavnews, на международные рейсы приходится около 75% трафика российской бизнес-авиации.

Источник: ИТАР-ТАСС

Top.Mail.Ru